5 окт. 2014 г.

"Сердце отдаю детям!" В.А. Сухомлинский - краткая статья по книге


Перед вами краткая статья по книге Василия Александровича Сухомлинского "Сердце отдаю детям!". 
Для прекрасного овладения родной речью, необходимо научиться  5 ве­щам: наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом.
 

       
Школа - это не только место, где дети приобретают  знания и умения: «Учение - очень важная, но не единственная сфера духовной жизни ребенка. Подлинная школа - это многогранная духовная жизнь детского коллектива, в котором воспита­тель и воспитанник объединены множеством интересов и увлечений».       
Воспитатель должен сам быть в какой-то мере ребенком, чтобы понять духовный мир своего воспитанника. Ни в коем случае нельзя «оценивать духовный мир ребенка только оценками и баллами, делить всех уча­щихся на две категории в зависимости от того, учат или не учат дети уроки».      Чтобы узнать хорошо детей, надо знать их семью, ибо «ребенок - это зеркало нравственной жизни родителей».        
Школа не должна быть скучной для дошкольников: «Надо так ввести их в школьный мир, чтобы перед ними открывались все новые и новые радости, чтобы познание не превращалось в скучное учение. И вме­сте с тем, чтобы школа не превратилась в бесконечную, внешне увлекательную, но пустую игру». Ребенок – исследователь по природе, поэтому нужно учить его «через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество».          
Сухомлинский предлагал обучать дошкольников преимущественно вне школьных стен, на улице: «Среди природы ребенку надо дать воз­можность послушать, посмотреть, почувствовать. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов».      
Занятие Сухомлинский заканчивал на «самом интересном месте»: «Пусть малыши с нетерпением ожидают завтрашнего дня».   
Сухомлинский предлагал чередовать восприятие музыкальных произведений с восприятием природной музыки: «тишины полей и лугов, шелеста дубравы, песни жаворонка в голубом небе, шепота созревающих колосьев пшеницы, жужжанья пчел и шмелей». Школа должна научить малышей ценить прекрасное, «чтобы красота мира творила красоту в них самих».     
Серьезное внимание Сухомлинский уделял проблеме учета знаний, справедливости оценки учащихся, такой организации дела, при которой отметка стимулирует ученика в движении вперед, а не является в руках учителя чем-то вроде палки: «Отметка должна вознаграждать трудо­любие, а не карать за лень и нерадивость. Если учитель усматривает в двойке и единице кнут, которым можно под­стегивать ленивую лошадь, а в четверке и пятерке пряник, то вскоре дети возненавидят и кнут и пряник».      
Процесс обучения письму и чтению должен представлять собой «яркий, захватывающий кусок жизни, наполненный живыми образами, звуками, мелодиями. То, что ребенок обязан запомнить, прежде всего, должно быть интересным».      
У малышей обязательно надо развивать сочувствие: «Человек может стать другом, товарищем и братом другого человека лишь при условии, когда горе другого становится его личным горем. Чтобы ребенок чувствовал сердцем дру­гого человека - так можно сформулировать важную вос­питательную задачу, которую я поставил перед собой».
Сухомлинский акцентирует внимание на том, что процесс обучения должен быть эмоционально окрашен, доставлять детям настоящую радость: «Я глубоко уважаю дидактику и ненавижу прожектер­ство. Но сама жизнь требует, чтобы овладение знаниями начиналось исподволь, чтобы учение - этот самый серьез­ный и самый кропотливый труд ребёнка - было в то же время и радостным трудом, укрепляющим духовные и фи­зические силы детей. Это особенно важно для малышей, которые еще не могут понять цели труда, сущности труд­ностей».        
Одновременно с этим нельзя забывать, что начальная школа должна дать ученикам определенный круг знаний и умений: «Начальная школа должна давать ученику твердый круг знаний. Всякая неясность и неопределенность в этом вопросе ослабляет не только начальную школу, но и после­дующие звенья обучения».        
Однако обучение Сухомлинский не хочет проводить путем «зубрежки»: «Не зубрежка, а бьющая клю­чом интеллектуальная жизнь, протекающая в мире игры, сказки, красоты, музыки, фантазии, творчества - таким будет учение моих питомцев. Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».       
Задача начальной школы – научить учеников преодолевать трудности: «Ни в коем случае нельзя допу­скать, чтобы все давалось учащимся легко, чтобы ребенок не знал, что такое трудности. Без домашних заданий обойтись нельзя. Ребенка надо учить сосредоточивать умственные усилия, напрягать вни­мание. Но делать это надо прежде всего на уроке, посте­пенно прививая навыки самостоятельного умственного труда».        
Знания должны быть средством, а не самоцелью: «Трудно добиться того, чтобы ребенка увлекли сами по себе таблица умножения или правила вычисления площади прямоугольника. Знания становятся желанным достоянием маленького человека при условии, когда они - средство достижения творческих, трудовых целей».  
Важная задача школы – воспитать человека пытливой, творческой, ищущей мысли: «Я представляю себе детские годы как школу мышления, а учителя - как человека, за­ботливо формирующего организм и духовный мир своих воспитанников».        
«Учение - не механическая передача знаний от учи­теля к ребенку, а прежде всего человеческие отношения». Самое главное - «воспитание сердца, прикосно­вение человеческого благородства к сокровенным уголкам Детской души».    
Чтение не должно сводиться к умению читать: «Уметь читать - это означает быть чутким к смыслу и красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Толь­ко тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет, переливается красками и мелодиями окружаю­щего мира. Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».    
Педагог должен воспитать чувство любви к семейным ценностям и к Родине: «Одна из самых важных задач школы - воспитание чув­ства любви к Родине, семье, верности ее идеалам, готовности бороться за идеи. С малых лет каждый мой питомец чувствовал непримиримость к социальному злу - эксплуатации человека человеком, чтобы наша страна была безгранично дорога для него как первая в мире страна».  
В заключение автор сам подводит итоги своей «школы радости»: «Самым главным успехом своей воспитательной работы я считал то, что дети прошли школу человечности, научи­лись чувствовать человека, близко принимать к сердцу его радости и горести, жить среди людей, любить свою Родину и ненавидеть ее врагов. Они поняли преобразующую роль труда, прекрасно овладели родной речью, научились 5 ве­щам: наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом. Я убедился, что научить говорить, читать и писать детей можно до 7-летнего возраста, то есть по существу до обуче­ния в 1 классе. Если эта цель достигнута, духовные силы ребенка освобождаются для мысли и творчества».
_______________________________________________
"Сердце отдаю детям!"  В.А.Сухомлинский
Скачать http://www.klex.ru/39o

2 комментария:

  1. Светлана Александровна, замечательный педагог, логопед и просто очень позитивный и хороший человек.

    ОтветитьУдалить