В процессе усовершенствования устной речи важную роль играет развитие подвижности органов артикуляционного аппарата, а так же подражание правильной речи.
Недостаточная подвижность органов
артикуляционного аппарата: языка, губ, челюстей и мягкого неба является
одной из важных причин нарушения звукопроизношения у детей, как следствие этого
нечеткое, гнусавое (с носовым оттенком), шепелявое, смазанное произношение
разных звуков или их отсутствие. На пути развития правильного произношения
важное место занимает, так называемая, артикуляционная гимнастика. Начинать
занятия следует задолго до того, как ребенок научится говорить. Цель гимнастики
- отработка четких, правильных направленных на улучшение координации движений
артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Зачастую у малышей с раннего детства не развиты мышцы
щек и языка, а ведь именно они входят в структуру артикуляционного аппарата и
выполняют одну из важных функций при звукопроизношении. Многие родители
жалуются, что их малыши плохо жуют, но ведь именно они создают для них эти
трудности, всячески перетирая и перекручивая пищу,
вследствие чего малышам тяжело съесть даже
такие фрукты и овощи, как морковь, яблоко, огурец. Лишая малыша твёрдой пищи
родители делают банальную на их взгляд и в тоже время грубую ошибку. Они
не замечают, как атрофируются органы артикуляционного аппарата (не развиваются
и не укрепляются) тем самым задерживают развитие подвижности артикуляционного
аппарата своего малыша. Для развития подвижности органов артикуляционного
аппарата необходимо давать ребёнку жевать твёрдые продукты, что бы тренировать
и укреплять мышцы щек и языка. Ниже приведены некоторые из продуктов*:
- корочки хлеба
- сухарики продолговатой формы, сделанные в домашних условиях
- сушеные фрукты (чернослив, курагу, изюм)
- твердые фрукты (яблоко, груша)
- твердые овощи (морковь, огурец)
- кусочки вареного мяса.
* Очень важно учитывать особенности ребёнка (при аллергиях и прочих
противопоказаниях перечень выше перечисленных продуктов можно изменять)
Ребёнок с первых дней жизни подражает окружающему
миру: неправильной речи взрослых или сверстников. Стараясь создавать
благоприятную среду для подражания: чёткую, эмоционально правильно оформленную
речь, уже сейчас и сегодня заботясь о его будущем, Вы готовите вашего малыша к
успеху во взрослой жизни. Помните, что малыш с рождения учиться родному языку,
следите за своей речью: говорите правильно, чётко произнося все звуки,
проявляйте эмоции во время общения с малышом. Не "сюсюкайтесь" с вашим
ребёнком, ведь ему намного приятнее и интереснее, когда Вы общаетесь с ним как
со взрослым.
В результате слабости мышц языка, губ или из-за
нарушения координации движений артикуляционного аппарата могут возникнуть
недостатки звукопроизношения, что проявляется в неумении выполнять языком или
губами точных целеустремлённых движений (достать языком до кончика носа,
сложить губы в трубочку и т.д.). При наличии перечисленных нарушений не нужно
ждать, а уже в дошкольном возрасте следует пройти диагностику у логопеда и
начинать проводить специальный комплекс артикуляционной гимнастики для
укрепления мышц языка, губ и устранения нарушений в звукопроизношении.
Артикуляционная гимнастика, направленная на развитие
подвижности речевых органов поможет Вашему малышу или малышке в постановке и
коррекции недостатков звукопроизношения, сделав работу органов артикуляционного
аппарата чёткой и скоординированной.
учитель-логопед
Осипцова Светлана Александровна
Комментариев нет:
Отправить комментарий