14 сент. 2017 г.

Имитативное чтение или монологическая речь, как навык!

Монологическая речь - вид речи, полностью или частично не связанный с речью собеседника по содержанию и по структуре.

  Монологическая речь обладает гораздо большей степенью разветвлениях и имеет, как правило, более сложное синтаксическое построение по сравнению с репликами в диалоге. 
В бытовом общении монологическая речь встречается крайне редко. Основные коммуникативные ситуации ее употребления - сфера искусства, ораторские выступления, общение по телевидению и радио!
Но казалось бы тогда Зачем развивать монологическую речь?!
.
 Монологическая речь по своей языковой структуре гораздо сложнее, чем другие виды речи. 
Эти ее особенности эффективно влияют на развитие речи ребёнка, как фундамент для будущего успешного общения!
.
 Монологическая речь, имеющая внешнего адресата (человека, игрушку) наполнена всеми частями речи, что в совокупности даёт активное речевое развитие!
Ребёнок учиться строить рассказ о себе и своих увлечениях, он рассуждает вслух, и может рассказать о событиях сегодня, вчера и что он хочет делать завтра!
.
 Немного практики:
  • задайте вашему ребёнку два всего ✌🏻 вопроса и не подсказывайте. Вы увидите, как малышу сложно сказать и принять решение, что бы никого не обидеть, а именно эти первые решения и помогают детям смело начать говорить о себе!
  • что ты любишь?
  • что ты не любишь?


 Если Ваш малыш назвал 5-ть ответов и начал со слов вопроса (я люблю ..., я не люблю...), я Вас поздравляю!!! (Без ваших комментариев и подсказок самостоятельно)!
.
 Как в любой науке существуют основные типы монологов:

монолог повествовательного типа, для которого свойственны действия в которых выражена последовательность событий. В нем всегда имеется композиционная схема повествования:

- начало события (однажды...)
- развитие события (что за чем?)
- конец события (и все были ...)

.
монолог - рассуждение, для которого типичны констатация фактов связанных с событиями передающие логическую связь событий.
 Схема рассуждения выглядит следующим образом:

- вступление (основная мысль или история )

- доказательство (как?)
- вывод (зачем?)

.
  Так же существует внутренний монолог, он то и формирует всю эмоционально-мыслительную деятельность с раннего детства, которая в последствии переходит в монологическую речь - ОСОЗНАННОЕ ГОВОРЕНИЕ! 
.
 При нестабильном эмоциональном состоянии ребёнок часто употребляет прерывистые, незаконченные фразы, внешне не связанные друг с другом, которые теряют смысл рассказа!
.
 Монологическая речь включает в себя всё многообразие функций, которые вообще выполняет речь, осуществляя, однако, каждую из них в особой форме. 
.
 Самое интересное и характерное для монологической речи заключается в том, что ею ребёнок не общается реально с окружающими, а создает себе социальный резонанс - обратную связь от мира. Монологическая речь в качестве громкой речи является средством выражения и эмоциональной разрядки. 
.
 При монологической речи ребенок воздействует на самого себя всей гаммой эмоциональных  и риторических средств, которыми располагает его речь. 
.
 Монологическая речь - это речь, в которой вы всегда солидарны с ребенком. Это его речь с вами, и вы его первый слушатель. 
.
 В монологической речи ребенок, с одной стороны, выражает свою эмоциональность, а с другой - воздействует на свои эмоции в процессе общения. Как результат правильная монологическая речь - даёт стабильное эмоциональное состояние.
.
 Монологическая речь выполняет функцию осмысливания: мысль, произнесенная вслух, приобретает большую осязательность, осознанность. Ребёнок, как бы слышит её в звуках, в словесных формулах, она доступнее осознанию и проверке. Часто дети задают вопрос на который уже знают ответ - это и есть подтверждение от внешнего мира для его внутреннего диалога! Вопрос это тоже монологическая речь её части. 
Монологическая речь служит средством мышления, когда интересует убедительность, т.е. сила воздействия.
.
  Сумма потерь информации при монологическом сообщении может достигать 50% от объема исходной информации. 
.
  Доказано, что только монологичность в общении воспитывает детей с малоподвижной психикой, низким творческим потенциалом именно для этого и существует чудо диалог или диалогическая речь. 
.
  Диалог является эффективной формой общения т.к. состоит из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником.

Автор: 
логопед-публицист Осипцова С.А. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий