Монологическая речь - вид речи, полностью или частично не связанный с речью собеседника по содержанию и по структуре.
Монологическая речь обладает гораздо большей степенью разветвлениях и имеет, как правило, более сложное синтаксическое построение по сравнению с репликами в диалоге.
В бытовом общении монологическая речь встречается крайне редко. Основные коммуникативные ситуации ее употребления - сфера искусства, ораторские выступления, общение по телевидению и радио!
Но казалось бы тогда Зачем развивать монологическую речь?!
.
Монологическая речь по своей языковой структуре гораздо сложнее, чем другие виды речи.
Эти ее особенности эффективно влияют на развитие речи ребёнка, как фундамент для будущего успешного общения!
.
Монологическая речь, имеющая внешнего адресата (человека, игрушку) наполнена всеми частями речи, что в совокупности даёт активное речевое развитие!
Ребёнок учиться строить рассказ о себе и своих увлечениях, он рассуждает вслух, и может рассказать о событиях сегодня, вчера и что он хочет делать завтра!
.
Немного практики:
- задайте вашему ребёнку два всего ✌🏻 вопроса и не подсказывайте. Вы увидите, как малышу сложно сказать и принять решение, что бы никого не обидеть, а именно эти первые решения и помогают детям смело начать говорить о себе!
- что ты любишь?
- что ты не любишь?
Если Ваш малыш назвал 5-ть ответов и начал со слов вопроса (я люблю ..., я не люблю...), я Вас поздравляю!!! (Без ваших комментариев и подсказок самостоятельно)!
.
Как в любой науке существуют основные типы монологов:
монолог повествовательного типа, для которого свойственны действия в которых выражена последовательность событий. В нем всегда имеется композиционная схема повествования:
- начало события (однажды...)
- развитие события (что за чем?)
- конец события (и все были ...)
.
монолог - рассуждение, для которого типичны констатация фактов связанных с событиями передающие логическую связь событий.
Схема рассуждения выглядит следующим образом:
- вступление (основная мысль или история )
- доказательство (как?)
- вывод (зачем?)
.
Так же существует внутренний монолог, он то и формирует всю эмоционально-мыслительную деятельность с раннего детства, которая в последствии переходит в монологическую речь - ОСОЗНАННОЕ ГОВОРЕНИЕ!
.
При нестабильном эмоциональном состоянии ребёнок часто употребляет прерывистые, незаконченные фразы, внешне не связанные друг с другом, которые теряют смысл рассказа!
.
Монологическая речь включает в себя всё многообразие функций, которые вообще выполняет речь, осуществляя, однако, каждую из них в особой форме.
.
Самое интересное и характерное для монологической речи заключается в том, что ею ребёнок не общается реально с окружающими, а создает себе социальный резонанс - обратную связь от мира. Монологическая речь в качестве громкой речи является средством выражения и эмоциональной разрядки.
.
При монологической речи ребенок воздействует на самого себя всей гаммой эмоциональных и риторических средств, которыми располагает его речь.
.
Монологическая речь - это речь, в которой вы всегда солидарны с ребенком. Это его речь с вами, и вы его первый слушатель.
.
В монологической речи ребенок, с одной стороны, выражает свою эмоциональность, а с другой - воздействует на свои эмоции в процессе общения. Как результат правильная монологическая речь - даёт стабильное эмоциональное состояние.
.
Монологическая речь выполняет функцию осмысливания: мысль, произнесенная вслух, приобретает большую осязательность, осознанность. Ребёнок, как бы слышит её в звуках, в словесных формулах, она доступнее осознанию и проверке. Часто дети задают вопрос на который уже знают ответ - это и есть подтверждение от внешнего мира для его внутреннего диалога! Вопрос это тоже монологическая речь её части.
Монологическая речь служит средством мышления, когда интересует убедительность, т.е. сила воздействия.
.
Сумма потерь информации при монологическом сообщении может достигать 50% от объема исходной информации.
.
Доказано, что только монологичность в общении воспитывает детей с малоподвижной психикой, низким творческим потенциалом именно для этого и существует чудо диалог или диалогическая речь.
.
Диалог является эффективной формой общения т.к. состоит из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником.
Автор:
логопед-публицист Осипцова С.А.
Комментариев нет:
Отправить комментарий