СЕНЗИТИВНЫЕ ЭТАПЫ НОРМАЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
от 1 до 8 лет по Марии Монтессори
Сензитивными периодами
называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам,
видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения
вообще и т. д. - вплоть до того, что каждая черта характера наиболее
интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса и в
течение некоторого узкого промежутка времени. В соответствии с
"космическим планом" развития, сензитивные периоды служат тому, чтобы
ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые
ему знания, умения, способы поведения и т. д.
Человеку никогда
более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно
научиться чему-либо, как в соответствующий сензитивный период.
Сензитивные
периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно - независимо
от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для
развития каких-либо своих способностей.
"ЕСЛИ
ДЕТЯМ ПРИХОДИТСЯ ДЕЛАТЬ ЧТО-ТО ВНЕ РАМОК СООТВЕТСТВУЮЩЕГО СЕНЗИТИВНОГО
ПЕРИОДА, ТО ЕСТЬ ПОД ПРИНУЖДЕНИЕМ (учиться говорить, читать, писать и проч.), ТО К
РЕЗУЛЬТАТУ ОНИ ПРИХОДЯТ ПОЗЖЕ ИЛИ НЕ ПРИХОДЯТ СОВСЕМ."
ПОДРОБНЕЕ
"О СЕНЗИТИВНЫХ ПЕРИОДАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ"
Продолжительность периодов развития речевой деятельности длится в среднем от 0 до 6 лет, мы возьмём до 8 лет так, как сейчас много первоклашек с недоразвитием речевой деятельности!
Начинается речевое развитие еще до появления ребенка на свет (существует потребность мамы уже в утробе говорить с малышом, петь ему песни).
Ниже я расскажу о более важных этапах данного периода, где укажу приблизительный возраст их наступления. И дам некоторые рекомендации по развитию речевой деятельности в данный период.
В возрасте от 0 до 4.5 месяцев:
- Ваш ребенок уже способен ощущать речь, интонацию и дыхание мамы. В этом возрасте речевые зоны только формируют нейронные связи. Малыш не в состоянии выделять отдельные картины и образы - это единый мир, который он познаёт через маму и ярко выделяет красивую речь окружающих его людей. Она, как красная нить запускает нейронные связи в речевых зонах головного мозга и в дальнейшем послужит прочным фундаментом для формирования звуковой деятельности!
- Ребёнок смотрит на рот говорящего, поворачивая голову к источнику звучания. Если этого не происходит - существует вероятность того, что у малыша есть проблемы со слухом, и этот симптом - может послужить причиной для обращения к специалистам. Ранняя диагностика развития ребенка, разработанная в Мюнхенском Детском Центре, позволяет спасти от неминуемой глухоты множество обреченных на нее детей.
- Ребёнок учиться подражать по движению губ, услышав звук - поэтому следует чётко произносить слова и звуки в них.
- В этот период младенцы пускают слюнки, выплёвывают еду - это является прекрасным началом тренировки мышц речевого аппарата. Соска в свою очередь приостанавливает развитием мышечной деятельности речевого аппарата, язык не развивается т.к. всё время выполняет сосательные движения.
- Ребёнок начинает агукать - выстраивая разнообразные звуки в определённую последовательность, вслушиваясь в мелодию воспроизводимую им. В эти минуты подыграйте малышу, повторяйте за ним его агуканье и вы услышите, как он задаёт новую и новую последовательность и внимательно с замиранием слушает вас.
В возрасте 1 год:
- Ребенок осознанно начинает выговаривать односложные, простые; впервые в своей жизни происходит словесное выражение своих мыслей. Речевые зоны накапливают всё новые и новые нейронные связи в головном мозге - ребёнок учиться мыслить и говорить одновременно!
- Ребёнок понимает, что речь нечто значит, но он не может воспользоваться этим "знанием" из-за нехватки активного словаря и отсутствием навыка речевого аппарата. Он хочет говорить, и пока не может. Мы слышим одно слово и набор звуков, язык не слушается и многие дети замыкаются и перестают пытаться т.к. их не слушают, не понимают. Что тут предпринять? Обычно ребенок строит простые предложения просьбы и мама его всегда понимает без слов, но необходимо показать малышу, что вы его вовсе не понимаете и можете ему помочь проговорив вместе с ним его вопрос или желание. Выше я указала, что ребенок подражает по артикуляции губ и по звучанию! Малыш будет понят и у него появится интерес в Вас , как в собеседнике. Наберитесь терпения и учите ваше чадо говорить по вашим губам и звуконаследованию. Удачи!
- В переходе от 1 года до 2 лет у ребёнка стремительно растёт активный словарь и тут всё зависит от того насколько окружение правильно будет его наполнять, рассказывая о окружающем Мире!
- Ребенок выражает свои чувства и они настоящие т.к. "воспитание" ещё не оставило отпечатка, что правильно, а что нет!
- Речевые зоны взаимодействуют и ребенок уже может грамматически правильно воспринимать речь и способен грамматически точно сформулировать односложные предложения из 2,3 слов. Грамматические нормы "детского" языка порой смешны и нелепы, но малыш, что слышит то и воспроизводит. Поэтому говоря правильно "без сюсюканья"мы формируем пассивный словарь малыша, что в свою очередь формирует и активный словарь!
- Ребенок формирует грамматически правильную речь слушая сказки,стихи, интересные истории содержащие всё богатство и разнообразие родного языка.
- Тут следует отметить, что именно в этом возрасте начинает возникать билингвизм - смешение двух и более языков. Избежать это легко, просто каждый из членов семьи обязан говорить с ребенком только на своём языке и тогда путаницы не произойдёт и в норме ребёнок может будет осваивать грамматически правильно несколько языков - русский, украинский и английский и др.!
- В переходе от 2 года до 3 лет ребенок часто разговаривает сам с собой. В народе называют "детской непосредственностью" ибо все то, о чем он в настоящий момент думает, сразу же проговаривается и это единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику, последовательность или непоследовательность в его мыслях. Это не слишком длительный этап в речевом развитии: постепенно монологи становятся внутренними, и об особенностях мышления человека в дальнейшем можно будет судить лишь косвенным образом.
- Ребёнок становиться "почемучкой" и порой взрослые устают от его вопросов! Открою вам тайну - ребенок в этот возрасте задаёт вопрос и уже знает на него ответ. Удивлены? Малышу необходима обратная связь т.е. ваш ответ, как вариант либо подтверждающий его версию либо опровергающий и тут мы опять слышим вопрос! Попробуйте на вопрос "а почему?" ответить, а "ты как думаешь?" и вы будете поражены ответом вашего трёхлетнего малыша!
- В это возрасте ребенок активно соединяет части речи, числительные и существительные, прилагательные и существительные, а так же учиться различать слова в роде.
В возрасте 4х лет:
- Ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно - может выучить стихотворение. С помощью речи он решает свои проблемы и может, например, попросить другого человека закрыть окно, а не идти самому. Ребенок осознает силу собственной мысли, грамотно выражает её с помощью речи и она понятна окружающим.
- Ребенок в этом возрасте интересуются символическим обозначением звуков и легко запоминает образ буквы с удовольствием обводя их в раскрасках и т.д.
- Дети легко играют с разрезным алфавитом, выкладывая друг рядом с другом буквы, обозначающие отдельные звуки, их сочетания - вплоть до простых слов (мама, папа, оса) - сохраняя слоговую структуру слова.
- К этому возрастному периоду звуковая структура речи сформирована, грамматика и лексика в норме.
- Активный словарь развит на столько, что ребёнок легко составляет рассказ по картине и так же легко пересказывает текст из 6 - 7 предложений по лексическим темам.
- Следующий серьезный шаг в речевом развитии ребенка: он начинает спонтанно писать (печатать) отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики. И это при том, что его никто не учил письму (при развитой мелкой моторике - период от 1 - 4 лет).
В возрасте 7-8 лет:
- Наконец, в этом возрасте ребенок без принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития - хорошее взаимодействие речевых зон головного мозга дают свои плоды, ведь именно та "красная ниточка" дала начало логике речевого развития.
- Процесс письма - это выражение особым образом собственных мыслей, а процесс чтения предполагает, помимо различения букв и умения складывать их в слова, еще и понимание мысли других людей, которая стоит за этими словами. А это сложнее, чем выражать собственные мысли.
"ЕСЛИ
ДЕТЯМ ПРИХОДИТСЯ ДЕЛАТЬ ЧТО-ТО ВНЕ РАМОК СООТВЕТСТВУЮЩЕГО СЕНЗИТИВНОГО
ПЕРИОДА, ТО ЕСТЬ ПОД ПРИНУЖДЕНИЕМ (учиться говорить, читать, писать и проч.), ТО К
РЕЗУЛЬТАТУ ОНИ ПРИХОДЯТ ПОЗЖЕ ИЛИ НЕ ПРИХОДЯТ СОВСЕМ."
Марии Монтессори
самостоятельно определить с помощью теста: "Нужна ли Вашему ребенку помощь логопеда?"
Развитие мозга малыша от "0" и до "18"
Комментариев нет:
Отправить комментарий