Перед вами краткая статья по книге Василия Александровича Сухомлинского "Сердце отдаю детям!".
Для прекрасного овладения родной речью, необходимо научиться 5 вещам: наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом.
Школа - это не только место, где дети приобретают знания и умения: «Учение - очень важная, но не единственная сфера духовной жизни ребенка. Подлинная школа - это многогранная духовная жизнь детского коллектива, в котором воспитатель и воспитанник объединены множеством интересов и увлечений».
Воспитатель должен сам быть в какой-то мере ребенком, чтобы понять духовный мир своего воспитанника. Ни в коем случае нельзя «оценивать духовный мир ребенка только оценками и баллами, делить всех учащихся на две категории в зависимости от того, учат или не учат дети уроки». Чтобы узнать хорошо детей, надо знать их семью, ибо «ребенок - это зеркало нравственной жизни родителей».
Школа не должна быть скучной для дошкольников: «Надо так ввести их в школьный мир, чтобы перед ними открывались все новые и новые радости, чтобы познание не превращалось в скучное учение. И вместе с тем, чтобы школа не превратилась в бесконечную, внешне увлекательную, но пустую игру». Ребенок – исследователь по природе, поэтому нужно учить его «через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество».
Сухомлинский предлагал обучать дошкольников преимущественно вне школьных стен, на улице: «Среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов».
Занятие Сухомлинский заканчивал на «самом интересном месте»: «Пусть малыши с нетерпением ожидают завтрашнего дня».
Сухомлинский предлагал чередовать восприятие музыкальных произведений с восприятием природной музыки: «тишины полей и лугов, шелеста дубравы, песни жаворонка в голубом небе, шепота созревающих колосьев пшеницы, жужжанья пчел и шмелей». Школа должна научить малышей ценить прекрасное, «чтобы красота мира творила красоту в них самих».
Серьезное внимание Сухомлинский уделял проблеме учета знаний, справедливости оценки учащихся, такой организации дела, при которой отметка стимулирует ученика в движении вперед, а не является в руках учителя чем-то вроде палки: «Отметка должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за лень и нерадивость. Если учитель усматривает в двойке и единице кнут, которым можно подстегивать ленивую лошадь, а в четверке и пятерке пряник, то вскоре дети возненавидят и кнут и пряник».
Процесс обучения письму и чтению должен представлять собой «яркий, захватывающий кусок жизни, наполненный живыми образами, звуками, мелодиями. То, что ребенок обязан запомнить, прежде всего, должно быть интересным».
У малышей обязательно надо развивать сочувствие: «Человек может стать другом, товарищем и братом другого человека лишь при условии, когда горе другого становится его личным горем. Чтобы ребенок чувствовал сердцем другого человека - так можно сформулировать важную воспитательную задачу, которую я поставил перед собой».
Сухомлинский акцентирует внимание на том, что процесс обучения должен быть эмоционально окрашен, доставлять детям настоящую радость: «Я глубоко уважаю дидактику и ненавижу прожектерство. Но сама жизнь требует, чтобы овладение знаниями начиналось исподволь, чтобы учение - этот самый серьезный и самый кропотливый труд ребёнка - было в то же время и радостным трудом, укрепляющим духовные и физические силы детей. Это особенно важно для малышей, которые еще не могут понять цели труда, сущности трудностей».
Одновременно с этим нельзя забывать, что начальная школа должна дать ученикам определенный круг знаний и умений: «Начальная школа должна давать ученику твердый круг знаний. Всякая неясность и неопределенность в этом вопросе ослабляет не только начальную школу, но и последующие звенья обучения».
Однако обучение Сухомлинский не хочет проводить путем «зубрежки»: «Не зубрежка, а бьющая ключом интеллектуальная жизнь, протекающая в мире игры, сказки, красоты, музыки, фантазии, творчества - таким будет учение моих питомцев. Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
Задача начальной школы – научить учеников преодолевать трудности: «Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы все давалось учащимся легко, чтобы ребенок не знал, что такое трудности. Без домашних заданий обойтись нельзя. Ребенка надо учить сосредоточивать умственные усилия, напрягать внимание. Но делать это надо прежде всего на уроке, постепенно прививая навыки самостоятельного умственного труда».
Знания должны быть средством, а не самоцелью: «Трудно добиться того, чтобы ребенка увлекли сами по себе таблица умножения или правила вычисления площади прямоугольника. Знания становятся желанным достоянием маленького человека при условии, когда они - средство достижения творческих, трудовых целей».
Важная задача школы – воспитать человека пытливой, творческой, ищущей мысли: «Я представляю себе детские годы как школу мышления, а учителя - как человека, заботливо формирующего организм и духовный мир своих воспитанников».
«Учение - не механическая передача знаний от учителя к ребенку, а прежде всего человеческие отношения». Самое главное - «воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам Детской души».
Чтение не должно сводиться к умению читать: «Уметь читать - это означает быть чутким к смыслу и красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет, переливается красками и мелодиями окружающего мира. Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».
Педагог должен воспитать чувство любви к семейным ценностям и к Родине: «Одна из самых важных задач школы - воспитание чувства любви к Родине, семье, верности ее идеалам, готовности бороться за идеи. С малых лет каждый мой питомец чувствовал непримиримость к социальному злу - эксплуатации человека человеком, чтобы наша страна была безгранично дорога для него как первая в мире страна».
В заключение автор сам подводит итоги своей «школы радости»: «Самым главным успехом своей воспитательной работы я считал то, что дети прошли школу человечности, научились чувствовать человека, близко принимать к сердцу его радости и горести, жить среди людей, любить свою Родину и ненавидеть ее врагов. Они поняли преобразующую роль труда, прекрасно овладели родной речью, научились 5 вещам: наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом. Я убедился, что научить говорить, читать и писать детей можно до 7-летнего возраста, то есть по существу до обучения в 1 классе. Если эта цель достигнута, духовные силы ребенка освобождаются для мысли и творчества».
_______________________________________________
"Сердце отдаю детям!" В.А.Сухомлинский
Скачать http://www.klex.ru/39o
_______________________________________________
"Сердце отдаю детям!" В.А.Сухомлинский
Скачать http://www.klex.ru/39o
Светлана Александровна, замечательный педагог, логопед и просто очень позитивный и хороший человек.
ОтветитьУдалитьТатьяна, спасибо за тёплый слова!
Удалить