Согласно статистическим данным, ежегодно
возрастают случаи речевых расстройств, поэтому проблема их профилактики
в детском и подростковом возрасте очень актуальна. Благодаря
совместному сотрудничеству логопедов, детских стоматологов, ортодонтов и
педагогов в дошкольных учреждениях можно на ранних этапах развития
обнаружить миофункциональные нарушения, из-за которых возникает
различная речевая патология.
Логопедия – это педагогическая наука, но
при этом она тесно связана и с медициной. В противном случае вряд ли
представлялось бы возможным изучить и преодолеть многие серьезные
речевые нарушения.
Наиболее тесная связь логопедии и
стоматологии: данные стоматологических исследований нашли широкое
применение в логопедии. Очень часто патология речи возникает в
результате повреждений речевых органов, именно их характер позволяет
определить содержание дальнейшей работы. В данной публикации мы
стараемся обратить внимание специалистов-логопедов на одинаковые моменты
в работе ортодонтов и логопедов и заинтересовать их в необходимости
тесного сотрудничества для того, чтобы своевременно обнаружить нарушения
строения артикуляционного аппарата, которые нуждаются в специальной
медицинской коррекции и оказать таким пациентам необходимую
профессиональную помощь.
Человеческий речевой аппарат условно разделяют центральный и периферический отделы. Кроме
того, центральный отдел подразделяют на двигательную и воспринимающую
части. Периферический отдел речедвигательного анализатора – это органы
голосообразования, артикуляции и дыхания.
Отдел артикуляции речевого аппарата
расположен в полости носоглотки и рта (в надставной трубке).
Основные
органы артикуляции - губы, язык, зубы, твердое и мягкое небо, нижняя и
верхняя челюсти. Наиболее активным и подвижным артикуляционным органом
является язык. В ротовой полости он может занимать разнообразные
положения, сближаясь или полностью смыкаясь с теми органами артикуляции,
которые менее подвижны. Именно это способствует образованию конкретных
звуков, речи придается членораздельность. Нормальная артикуляция речи
затрудняется не только при дефектах в строении зубов и челюстей, а также
при недостаточной подвижности языка. При наличии дефектов в строении
мягкого и твердого неба нарушается нормальное взаимодействие носового и
ротового резонаторов, из-за этого не только нарушается
звукопроизношение, но и возникают расстройства голосовой функции.
Причины патологии аномалий
строения артикуляционного аппарата
Чтобы обнаружить возможные причины
аномалий строения артикуляционного аппарата, малыш внимательно
осматривается, при этом учитываются такие данные:
1. Значительное влияние на состояние
артикуляционных органов может оказывать неправильный образ жизни
родителей и неблагоприятная наследственность. По наследству передаются
особенности артикуляционного аппарата, в частности, чрезмерное развитие
или недоразвитие челюстей, короткая уздечка языка, диастема, расщелины
твердого неба.
2. Особенности течения беременности (как первой, так и второй половины).
3. Осложнения в процессе родов.
4. Каким родился ребенок – доношенным или недоношенным.
5. Характер вскармливания малыша: до какого возраста он находился на
грудном вскармливании, с какого – на искусственном, питье из чашки,
кормление из ложки. В каком возрасте малышу начали давать жесткую пищу. В
результате неправильного кормления может нарушаться формирование
глотательных и жевательных функций.6. Чем болел ребенок на первом году жизни, находится ли он у педиатра на учете?
7. Данные внешнего осмотра:
- Прежде всего, необходимо определить динамику физического развития, наблюдались ли скачки роста. Дети, недоразвитые физически более подверженны простудам, у них плохой аппетит, вялость, часто в развитии может отставать нижняя челюсть и из-за кариеса они рано теряют зубы.
- Выявление особенностей строения лица – его пропорциональность, симметричность или несимметричность (выражается при косом прикусе); состояние носогубных складок – их сглаженность (в том случае, если более развита верхняя челюсть, чем нижняя) или выраженность (в случае недоразвития верхней челюсти). В том случае, если недоразвита нижняя челюсть, наблюдается выраженность подбородочной складки (дистальный прикус); если нижняя челюсть более развита, по сравнению с верхней - ее сглаженность (мезиальный прикус).
- Оценивается правильность осанки. Голова и туловище в норме расположенны на одной вертикальной линии, немного опущенны и отведенны назад плечи, относительно друг друга они расположенны на одном уровне. Лопатки не выступают, грудная клетка немного выдвинута вперед и развернута, ноги в коленях прямые, подтянут живот. Нарушение осанки напрямую связанно с риском возникновения аномалий в развитии зубных рядов и челюстей, ни в коем случае нельзя это считать мелочью, которая не требует внимания. Это достаточно серьезно, ни в коем случае нельзя ждать, что все образуется само собой. Детский организм растет быстро, поэтому вмешаться в дальнейшем в его неправильное развитие будет труднее. Те дети, у которых неправильная осанка, как правило, страдают патологией нервной системы, органов дыхания, у них плохое зрение и недоразвита нижняя челюсть.
8. Наличие вредных привычек. По мнению
многих родителей, неровные зубы являются результатом наследственности.
Но это мнение ошибочно – в 70% случаев источником нарушения функций
зубочелюстной системы являются именно вредные привычки.
Формирование вредных привычек
происходит, чаще всего до полтора года, реже – в дошкольном возрасте или
младшем школьном. Чаще их можно обнаружить у тех детей, которые склонны
к депрессии. Если у ребенка уже сформировалась вредная привычка,
родителям нужно бороться с ней, а не со своим чадом, стараясь
затрачивать на ее преодоление столько времени, сколько происходило ее
закрепление.
Вредные привычки
К наиболее распространенным
вредным привычкам можно отнести сосание щеки, языка, пальцев, привычка
надавливать на зубы языком, ротовое дыхание, прикусывание щек и губ,
неправильная артикуляция речи, фиксированные позотонические рефлексы,
которые определяют неправильное положение частей тела в состоянии покоя –
запрокидывание головы, подкладывание под щеку кулака или неправильная
поза во время сна и др. Это способствует сужению челюстей в боковых участках, чрезмерному развитию верхней челюсти, открытому прикусу.
9. Исследование функций речи, дыхания,
жевания, глотания. Именно они имеют влияние на процесс формирования
зубочелюстной системы. В том случае, если обнаружены отклонения от нормы
одной из функций, это грозит не только формированию неправильного
прикуса, но и различным проблемам со здоровьем в целом.
В процессе формирования зубочелюстной
системы не последнюю роль играет функция дыхания. В том случае, если
затрудняется прохождение через носовые ходы струи воздуха, развивается
смешанное или ротовое дыхание. Ротовое дыхание можно считать вредной
привычкой только потому, что малыш дышать носом может, но из-за частых
простудных болезней он отвык делать это. Клинически это проявляется
постоянно полуоткрытым ртом, заметным напряжением крыльев носа при
дыхании, увеличение нижней трети лица в состоянии покоя. Такие дети
имеют впалую грудь, узкие плечи, кожа бледная (особенно щеки), они часто
начинают облизывать губы, из-за чего может возникнуть хейлит.
В результате ротового дыхания изменяется
форма верхней челюсти: сужается в боковых участках. Вместе из сужением
челюсти меняют свою форму носовые ходы, происходит искривление носовой
перегородки и такие деформации поддерживают привычку дышать ртом, в
результате чего изменяется тембр голоса.
Нарушение дыхательной функции возможно
также при увеличении аденоидов. Даже после их удаления у многих детей
привычка дышать ртом сохраняется. Такие малыши обязательно нуждаются в
курсе лечения у ортодонта и логопеда, длиться оно должно до тех пор,
пока ребенок не научится дышать носом. Неправильное дыхание в противном
случае может привести к тяжким последствиям – формированию аденоидного
типа лица, который проявляется удлиненным овалом лица, широкой
переносицей, суженными ноздрями, сухостью и несмыканием губ,
недоразвитой нижней челюстью, формированием двойного подбородка. Через
ослабление диафрагмы ротовой полости, опушение и смешение языка вниз и
кзади нарушается артикуляция. Если не позаботится о ребенке, то из-за
регулярного дыхания ртом могут развиваться более выраженные аномалии
зубочелюстной системы.
Правила для правильного
формирования зубов и челюсти
На формирование зубов и челюсти сильно
влияют такие функции, как жевание и глотание. Поэтому родители уже с
момента использования искусственного вскармливания младенца должны
помнить ряд правил:
- соску надевать на бутылочку с широким горлышком, она обязательно должна быть упругой и иметь не одно большое, а три маленьких отверстия;
- ребенка берите на руки и удерживайте в одной позе, так же, как и во время кормления грудью;
- бутылочку держите под углом в 45 градусов, не опирайте на нижнюю челюсть крохи;
- своевременно переходите на кормление твердой пищей;
- во время кормления с ложечки подносите ее к губам малыша, а не непосредственно в рот. Ребенок должен тянуться к ложке, именно такое движение является своеобразной тренировкой мышц челюсти. В годовалого ребенка ложка – это основной столовый прибор.
Задержка формирования функции глотания и
жевания будет задерживаться, если искусственное вскармливание
проводится неправильно, например, после достижения года его и дальше
кормят через соску. Осматривая таких детей, можно наблюдать такую
картину: открыт рот, язык расположен между зубами нижней и верхней
челюстей, при глотании видно, как сокращаются мышцы приротовой области,
развитие верхней челюсти опережает нижнюю, глотание инфантильное. Из-за
этого происходят значительные изменения челюстно-лицевой области,
развиваются нарушения артикуляции и некоторые звуки произносятся
дефектно.
В результате нарушения соотношения
развития челюстей у детей страдает функция жевания, а это отражается на
общем состоянии маленького человечка. В норме рот при жевании закрыт,
пища откусывается передними зубами, а ее разжевывание – боковыми зубами
попеременно справа и слева.
В случае глубокого резцового перекрытия
малыш не способен активно разжевать пищу, он ест достаточно долго. Из-за
открытого прикуса ребенок приспосабливается и начинает откусывать пищу
клыками. Такая же ситуация возможна в случае раннего удаления
центральных резцов и отсутствия дальнейшего протезирования. В результате
этого нарушается артикуляция.
Функциональным нарушениям речи
способствует неправильно прикрепленная уздечка языка, это может
определяться уже с первых дней жизни крохи. Такая патология проявляется
затруднением или невозможностью сосательных движений (вся причина в
ограниченности подвижности языка). Решить такую проблему можно только
хирургическим путем (желательно до начала первого кормления или хотя бы
до трехмесячного возраста младенца). В результате подсечения уздечки
движения языка становятся достаточными для того, чтобы совершить
нормальный акт сосания. Но иногда это может не полностью нормализовать
функцию языка и его положение. В трехлетнем возрасте уздечка должна
прикрепляться к языку одним концом (расстояние от его кончика 1,5 см), а
другим крепиться за выводные протоки подъязычных желез. В том случае,
если уздечка языка укороченна, второй конец минует подъязычные железы и
закрепляется с язычной стороны альвеолярного отростка.
В том случае, если ребенок способен в
виде свечи поднять язык, до пятилетнего возраста назначаются занятия с
логопедом, а затем после этого проводится операция и занятия с логопедом
продолжаются.
На что нужно обратить внимание в полости рта
10. Осмотр ротовой полости.
Осматривая ротовую полость ребенка, внимание обращают на такие показатели:
- состояние слизистой оболочки рта – оно может нарушаться в том случае, если у ребенка есть вредная привычка прикусывание;
- преддверие ротовой полости – достаточной глубины, среднее или мелкое;
- уздечка верхней губы – размер нормальный или аномальный, оценивается место его прикрепления. При диастеме в случае легкой растяжимости уздечки операция осуществляется перед тем, пока не прорезались постоянные зубы.
- состояние уздечки нижней губы – если она крепится к десневому сосочку, проводят рассечение;
- оценка прорезывания зубов – нормальное, запоздалое или преждевременное, непарное или парное, последовательность;
- прикус – положение нижних и верхних зубов при смыкании относительно друг друга. Основные признаки того, что прикус у ребенка сформирован правильно:
а) зубные дуги ровные;б) верхняя челюсть относительно нижней располагается кпереди;в) коронки передних верхних зубов частично (на 1/3) перекрывают коронки передних нижних зубов;г) средняя вертикальная линия, которая проходит между центральными зубами, должна совпадать со средней линией лица.
Если обнаружены отклонения от этоих норм, это свидетельствует о том, что прикус сформирован неправильно.
Различают прикус временный (молочный) с
шестимесячного возраста до 5-6 лет, сменный – 6-12 лет и постоянный. В
прикусе молочном (временном) в свою очередь, можно выделить 3 периода:
- формирующегося временного прикуса – с 6 мес. до трех лет;
- сформированного временного прикуса – 3-5 лет;
- период, который предшествует смене зубов – 5-6 лет.
В каждом из периодов временного прикуса
обязательно нужно учитывать изменение формы челюстных костей в процессе
их роста. Так, глубокий прикус характерен для первого периода, связанно
это с процессом неполного прорезывания зубов.
Во втором периоде дистальные поверхности
нижних и верхних резцов располагаются в одной вертикальной плоскости с
дистальной ступенькой (сагитальная щель), уплощается фронтальный участок
нижней дуги зуба и уменьшается глубина фронтального перекрытия. Все это
переходящие проявления, но их можно рассматривать, как начало
формирования патологического процесса, особенно в том случае, если такие
симптомы одновременно сочетаются с нарушением функции речи, дыхания и
глотания.
В период, который предшествует процессу
смены временных зубов постоянными считают нормой значительную
стираемость бугров клыков, моляров и краев временных резцов. При
достоверном увеличении в трансверзальном направлении размеров зубных дуг
между вторыми временными молярами и клыками, боковыми и центральными
резцами указывает на то, что формируется нормальный постоянный прикус.
Очень часто может отсутствовать стираемость одного из клыков, из-за
этого может развиваться перекрестный (косой) прикус.
Зачем лечить молочные зубы с точки зрения логопедии
Долгое время придерживались мнения, что
молочные зубы являются непонятным капризом природы. Очень часто родители
даже не уделяют им надлежащего внимания, придерживаясь мнения, что не
обязательно проводить лечение молочных зубов, ведь они все равно
ненадолго. Но за свое недолгое время пребывания они собирают для
постоянных зубов много информации для зубов постоянных, сохраняя место
для дальнейшего правильного прорезывания. Очень важно учитывать то, что
удаляя молочных зуб за 2 года до того, когда должен прорезаться зуб
постоянный, необходимо протезирование, так как это скажется в дальнейшем
на формировании соотношения зубов, а также артикуляции.
Логопед должен владеть знаниями
об аномалиях аппарата артикуляции в зависимости от возраста малыша, он
поможет обнаружить дефекты его строения, а это позволит предположить
наличие механической дислалии. Чтобы предотвратить ошибки, важно
учитывать степень зависимости правильной звуковой артикуляции от
конкретно обнаруженной аномалии строения артикуляционного аппарата.
К примеру,
укороченная уздечка языка способна обусловить неправильное произношение
или полную невозможность произношения звука «р», а в некоторых случаях
шипящих звуков. Но связывать неправильное произношение свистящих с
наличием такой аномалии неправильно. При их артикуляции кончик языка
должен находиться около нижних резцов.
Например, при боковом открытом прикусе
может возникнуть боковой, но не губно-зубной сигматизм.
Предрасполагающим факторпом последнего является прогнатия, нижняя губа
при ней часто может непроизвольно подтягиваться под верхние резцы,
выступающие вперед, из-за этого вместо звука «с» слышно звук
«ф»-подобный. Если у ребенка нет выраженных отклонений от нормального
строения артикуляционного аппарата, диагноз механической дислалии можно
исключить. В этом случае неправильному произношению звуков способствует
какая-то другая причина.
Чтобы не ошибиться, необходимо
учитывать, насколько зависит правильная звуковая артикуляция от той или
иной аномалии строения артикуляционного аппарата. В случае механической
дислалии часто возникает необходимость исключать аномалии стрения
речевого аппарата до постановки звуков.
Прямая связь логопед - ортодонт
Чтобы все эти проблемы решить правильно, такие специалисты, как ортодонт и логопед должны
тесно взаимодействовать. Например, если у ребенка очень короткая
уздечка языка, постановить звук «р» можно только после того, как будет
проведено оперативное лечение этой проблемы. Преодолеть межзубной
сигматизм можно, предварительно устранив открытый прикус во фронтальном
отделе.
Из-за прокладывания языка между зубами у
ребенка при открытом прикусе нарушается дикция, затрудняется
произношение свистящих звуков. Но логопеду не под силу помочь ребенку
поставить правильное произношение звуков, если этому препятствует
нарушение строения у него зубочелюстной системы и обусловленные этим
проблемы артикуляционного аппарата. В таких случаях лечением занимаются
ортодонт совместно с логопедом или дефектологом.
Для коррекции открытого прикуса
рекомендовано использовать специальные трейнеры или вестибулярные
пластинки – силиконовые мягкие позиционеры, которые корректируют
положение языка и способствуют нормализации баланса внутриоральных и
приоральных мышц.
Логопедам, работая с ребенком, рекомендуется
пользоваться вестибулярными пластинками специальных модификаций: с
целью правильно позиционировать язык - с проволочной заслонкой, чтобы
провести разминку языка перед тем, как проводить специализированные
упражнения - с бусинкой. Такие пластинки помогают логопеду быстро и
эффективно поставить сложные звуки.
Трейнеры и вестибулярные
пластинки являются стандартными аппаратами, не требующими
снятия слепков, индивидуального изготовления. Они позволяют просто и
безболезненно устранить на ранней стадии нарушение прикуса.
В
результате использования таких аппаратов можно не только провести
коррекцию прикуса, нормализировать положение языка и его функции, а
также тип глотания и дыхания, улучшить осанку и общее развитие организма
малыша. При этом, уже корректируя прикус, логопед может использовать
специальные артикуляционные упражнения, которые также позволяют ускорить
ортодонтическое лечение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий